You are here

Смерть и ванилин. Артемий Троицкий осваивает ретрофутуризм

Хедлайнеры сто девятого выпуска программы “Музыка на Свободе”​ – музыканты шведской поп-группы Death & Vanilla, творчество которой рок-критик Артемий Троицкий характеризует как ретрофутуризм. Швеция – странная музыкальная страна. Казалось бы, скандинавская классика и нордическое типическое – но нет, есть в Швеции что-то такое, не вполне уловимое, что резко отличает её от соседей.

Вот Норвегия – настоящее суровое северное место; величественная природа, отмороженные люди, честные, серьёзные и очень немногословные. И музыка стране под стать: тяжёлая и мрачная, как скалы в океане, black metal и хрустальная, как ледники, электроника. Эдвард Мунк, опять же. Финляндия: тут совсем другой дух, но тоже северный: тундра, озёра, пьянство в холодный период, языческие ритуалы и шутовское веселье. Аки Каурисмяки. И музыка, психоделика über alles! На клетчатые рубашки и комбинезоны работящих норвежцев и драные кожаные куртки финских хуторян Швеция отвечает элегантными костюмами местного дизайна и комфортной мелодичной музыкой с оттенками лёгкой грусти и меланхолии. Заметьте: даже у искромётной ABBA почти все мегахиты написаны в минорном ключе!

Раз уж мы вспомнили про ABBA, имеет смысл проследить ретроспективную линию шведских музыкальных успехов: поп-роковый дуэт Roxette, культовая певица Стина Норденстам, ново-волновые Cardigans, популярная сейчас Робин. Что любопытно: если не считать “групп одного хита” Europe и Army of Lovers, то все знаменитые шведские голоса – женские. В этом смысле новейшая шведская поп-сенсация, группа Death & Vanilla, продолжает славную традицию.

Композиция ​The dödens vanilsjås theme

Я написал “поп” – и засомневался… Скажем так: если это и “поп”, то  затейливый и экспериментальный. Итак, дуэт Марлен Нильссон (вокал) и Андерса Ханссона (инструменты) возник в южношведском городе Мальмё в 2008 году. Спустя несколько лет к ним присоединился ещё один инструменталист, Магнус Бодин. После нескольких синглов и треков на сборниках (“Призраки в машине”, “Тема “Смерти и Ванили”), в 2012 году вышел дебютный альбом. В принципе, это то, что любители броских ярлыков иногда называют “ретрофутуризм”, то есть видение (и “слышанье”) будущего таким, каким оно представлялось в прошлом – скажем, в 50-е и 60-е годы прошлого века. D&V отказались от стерильного цифрового звучания, используя винтажные аналоговые синтезаторы и экзотические электроинструменты вроде терменвокса и меллотрона. Но это не всё; вот как описывает музыку загадочных шведов The Guardian: “Их музыка попеременно напоминает то зыбкую пугающую атмосферу “Твин Пикс” Дэвида Линча и Анджело Бадаламенти, то эксперименты Stereolab и Broadcast (английские электронные группы 1990-х) с “космической музыкой” 50-х, то французские мелодии “йе-йе” 60-х, то наркотический “кантри-нуар” в духе Mazzy Star (американская группа, популярная в начале 90-х; родоначальники стиля dream pop)”. 

Композиция “Беги, кролик, беги!”

Критики обращают внимание на исключительную “кинематографичность” музыки Death & Vanilla. Не удивительно, что и сами музыканты взялись сочинять киномузыку: в отличие от многих, пишущих саундтреки для несуществующих картин, шведы взяли за основу научно-фантастический хоррор “Вампир” 1932 года; альбом вышел только на виниле (ретро так ретро) в 2013-м. Позже аналогичному озвучиванию подвергся “Жилец” Романа Поланского. Прорыв на европейский рынок произошёл в 2015 году, когда английский лейбл Fire Records выпустил второй альбом Death & Vanilla, “Там, где живут чудовища”. Название заимствовано у французского детского писателя Мориса Сендака. Сначала падкая на интересные новинки музыкальная пресса, а вскоре и широкая публика оценили работу. Интересно, что этот очень цельный по звучанию альбом вызвал у слушателей самые разные ассоциации, от краут-рока и психоделики до “секс-музыки для лёгкого порно”. Притом что стиль Death & Vanilla совсем не стадионный, а, скорее, камерный, они стали желанными гостями на больших рок-фестивалях, в частности, на знаменитом Международном фестивале психоделии в Ливерпуле. 

Композиция “Библиотечный гоблин”

Новой АBBA из D&V, конечно, не получится, да и таких целей ретрофутуристическое трио перед собой не ставит. Однако сейчас никто другой не представляет Швецию на альтернативной карте музыкального мира так ярко и интересно, как эти ребята из Мальмё. Совсем скоро, 10 мая, у Death & Vanilla выходит в свет новый альбом. Называется “Разве ты не мечтатель?” 

Плей-лист программы “Музыка на Свободе” (выпуск 110):

1. Ty Segal (USA). Despoiler of Cadaver, LP Freedom’s Goblin 

2. Melody’s Echo Chamber (France). Breathe in, Breath out, LP Bon Voyage 

3. Cornelius (Japan). The Rain Song, LP Mellow Waves 

4. Death & Vanilla (Sweden). The dödens vanilsjås theme, EP Death & Vanilla

5. Death & Vanilla (Sweden). Run Rabbit Run, EP Ghosts in the Machine

6. Death & Vanilla (Sweden). Cul-de-sac, LP Death & Vanilla

7. Death & Vanilla (Sweden). Library Goblin, LP Death & Vanilla 

8. Death & Vanilla (Sweden). The Optic Nerve, LP …To Where the Wild  Things Are

9. Death & Vanilla (Sweden). The Hidden Reverse, LP …To Where the Wild  Things Are

10. Kvēty (Czech Republic). Houby rostou, LP Spi vanočni ptak 

11. Boy Harsher (USA). Big Bad John, LP Your Bode is Nothing 

12. Sonalp (Switzerland). Terrien, LP Terre a terres 

13. Jlin (USA). The Abyss of Doubt, LP Autobiography 

Powered by WPeMatico

Related posts

Leave a Comment